В свой прошлый поход в Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина я осилил только главное здание. Посещение флигеля с левой стороны — Галереи искусства Европы и Америки XIX–XX веков осталось в планах. И вот, выдался случай наконец его посетить.
Вам покажется смешным, но мы со спутницей искали Пушкинский музей минут двадцать. Я уже и посещал музей и проходил мимо много раз, и вроде как невозможно так оплошать, но мы его потеряли. Дело в том, что обычно я прогуливаюсь к музею пешком с Александровского сада, а тут решили ехать на метро. На выходе из метро Кропоткинская висит указатель Государственный музей им. А.С. Пушкина. Сомнения были, но это же указатель! Проверил на сайте, да, музей на Пречистенке, куда и привела табличка. Но это другой музей. Здание к которому мы вышли — Государственный музей А.С. Пушкина, просто музей, посвященный поэту. А мы шли «на импрессионистов»! Вот незадача. Но, я только сейчас убедился в своем незнании музеев Москвы, в тот момент мы подумали, что это ошибка или административное здание, к примеру.
Но мы его все-таки нашли, интуитивно! Вот оно здание на Волхонке!
Бабули-гардеробщицы, улыбчивые веселые, сообщили нам о том, что музей работает до 19-ти, о чем мы уже знали, так как приперлись в 17.30. Дальше прошли «кордон» бабули, проверяющей билеты. «Возьмите путеводитель», — властным голосом сказала она, я спустился вниз по ступенькам, за мной — девушка. Ей вслед бабуля крикнула, «Вы! Подождите, не спускайтесь». Мы молча выполняли все ее приказы. Мало ли, расстрел. Посмеявшись вдоволь, мы отправились в охоту! В охоту за эмоциями и впечатлениями.
Увидев в плане музея, что на 2-м этажа сразу и Ван Гог, и Моне, и Ренуар, и Сезанн, и Гоген, конечно мы ринулись туда!
Вот они, картины, которыми я с детства любовался в купленном папой за огромные тогда деньги альбоме. Влюбился в импрессионизм еще тогда. Мелованная бумага, запах качественно типографской краски, мне казалось, что и оригиналы картин пахнут именно так.
Дега «Голубые танцовщицы», Тулуз-Лотрек «Певица Иветт Гильбер в момент исполнения песенки «Linger, Longer, Loo»», Моне «Скалы в Бель-Иль»…
Фотки взяты с сайта Галереи, кликайте!
..я помню эти образы, они засели глубоко во мне с детства. А вот и Жанна Самари, лукавый и в тоже время задумчивый рыжик. «Девушки в черном», хотя какой же это черный, такое ощущение, что у Ренуара не было черной краски и он смешал все имеющиеся, достигнув при этом эффекта живого материала, как-будто аппликация из ткани, а не краска.
Ван Гог «Море в Сент-Мари», картина, которая покорила меня, я даже пытался ее копировать, будучи девятилетним ребенком. Вместо множества парусных лодок я нарисовал только две, благодаря своей неусидчивости и полному неумению писать маслом.
«Пейзаж в Овере после дождя», картина, кажется выполненная только зеленым цветом, в тоже время четко передающая атмосферу, и воздействующая как «эффект присутствия». Вот удручающая, гнетущая картина «Прогулка заключенных», которую художник писал в психиатрической больнице.
Какой тут цвет? Зеленый, Голубой, Синий? Кажется, что Ван Гог смог передать цвет плесени, затхлости и мрачности тюрьмы. Я не верю, что автор использовал такое обилие зеленого из-за проблем с восприятием цветов. На мой взгляд, это сделано нарочно!
Сгорбленный, робкий Пьеро и гордый, тщеславный Арлекин на картине Поля Сезанна.
«Кафе в Арле» Поля Гогена. Кто бывал в привокзальных кафе — поймет художника. От этой картины несет табачным дымом и алкоголем, в то же время теплотой и дружественной обстановкой.
Третий этаж.
Мы со спутницей, коренной москвичкой, провели смелую аналогию между работами художника Альбера Марке, посвященными Парижу, и московскими пейзажами. Какой же это Париж, когда тут сущая Капотня!
Следующий зал заставил меня крикнуть «О!». Анри Матисс, старый знакомый. Полюбившиеся мне картины «Красные рыбы», «Настурции. Панно «Танец»» вызвали восхищение! Я вижу их вживую. ДА! И рыбки живые, хоть и при близком рассмотрении создается впечатление, что их рисовал школьник, «забив» на основы перспективы.
Зал Пикассо. Сильная, впечатляющая картина «Старый еврей с мальчиком». Говорят, что темно-синий цвет вызывает чувство безысходности, беспокойства и печали. Автору это удалось, смотреть без боли на эти два существа невозможно. Известная всем картина «Девочка на шаре». Ее слишком много комментируют, я промолчу.
«Испанка с острова Майорки», понравившаяся спутнице. Стильно, не правда ли? (Шучу).
Очень много информации, очень много впечатлений. Очень много рассуждений, воспоминаний. Кандинский писал о психическом воздействии цвета — «В этом случае обнаруживается психическая сила краски, она вызывает душевную вибрацию. Так первоначальная элементарная физическая сила становится путем, на котором цвет доходит до души. Является ли это второе воздействие действительно прямым, как можно было бы предположить из сказанного».
Я знаю, что вернусь в этот музей еще раз, чтобы вновь ощутить душевные вибрации и почувствовать силу цвета.