• Вконтакте
  • Одноклассники

Рождественская Европа. Краков

Границу Украины с Польшей прошли быстро, автобус приехал в Краков в 4.30. 24 декабря.  Ну здравствуй, Краков!

Автовокзал закрыт, вай-фая нет. Мегафон, спасибо тебе огромное, интернет мобильный тоже пропал. Куда идти и че делать, я не знаю. Смотрю по сторонам, вижу светятся буквы на здании — Krakow Glowny. Наверное, там тусовка, подумал я и направился, сам того не зная, на жд вокзал. Тут я  прошелся по вокзалу, близлежащему торговому центру Galeriy Krakowska, и как убедился,  все продается за злоты. Стало быть, надо искать обменник. Через дорогу от ТЦ, на улице Pawia увидел kantor (обменник) 24 ч. , курс к евро 1 к 4.  Теперь-то полегче.

Тут пришлось напрячь все свои извилины, помнящие английский, и купить билет в Прагу. Все просто: платишь в международной кассе 280 злотых, тебе дают билет (все как у нас). Билет 2 класс, сидячки.

Раскрою тайну читателю — «базовые» знания польского во мне заложены благодаря общению в студенческие годы с польками, так что послать по матери могу, что характерно, ни разу не пригодилось. Люди приветливы, да и все понятно.

Спускаюсь в переход, написано Stare miasto/Old town, конечно, надо идти туда. Открою еще один секрет — маршрут подглядел на хорошем сайте krakow.ru. Т.е. я понимал, что есть Старый город )).

Выйдя из перехода попадаешь сразу на Planty (Планты) — аллея, окружающая кольцом центр города, тут растут причудливые деревья с гладкой зеленой корой, как-будто кожей. Для себя решил, что это платаны. Маршрут был несколько хаотичным. Сделайте скидку на утренний полумрак, абсолютное безлюдье, бессонную ночь, голод,  представьте себе обалдевшего от красоты архитектуры туриста, намокшего от назойливого дождя, и вы мне простите. Итак я вышел на Maly rynek (Малый рынок). Увидел величественно возвышающийся готический костел святой Марии (Bazylika Mariacka).  Облицованный коричневым кирпичом, с двумя башнями, он виден издалека. История костела уходит в XII век, был разрушен татарами, завершен в окончательном виде лишь в XVIII веке.  До сих пор каждый час на башне трубач трубит сигнал тревоги «хейнал», который в один момент резко обрывается. По легенде трубач на башне первым увидел полчища татар и стал трубить, зазывая войска, но был убит стрелой татарского воина, и сигнальный призыв трубы оборвался. Дух захватывает от осознания богатства истории. И не столько самого богатства, а того, как почитают эту историю местные жители.

Пару шагов и вот я на Rynek Glowny. Площадь готова к празднику — Рождеству Христову. Пока еще закрытые домики рождественской ярмарки, но я уже точно знаю, что приду сюда пить мед-пиво! Памятник Адама Мицкевича с красно-белыми венками, Sucennicy (суконные ряды) — где кое-где уже продавали сувениры (что-то вроде пассажа). Торжественно высится Городская ратуша, охраняемая львами. Рядом лежит огромная полая голова, в которую можно залезть.

Отель я забронировали на booking.com — Hotel Alexandr, недалеко от центра,  119 злотых за сутки. Времени до заселения было достаточно и я решил пройтись до Вавельского замка, благо рюкзак мой не такой тяжелый.  По улице Grodzka прямо, минут 10-15 ходьбы.

По пути:  Костел апостолов Петра и Павла, Костел святого Андрея,  Доминиканская базилика Святой троицы, Краковская администрация и мэрия, Ягеллонский университет, пройдя мимо этих достопримечательностей вы вдруг увидите возвышающиеся шпили Королевского замка.

Мой маршрут проходил сквозь глубокий туман, так что башни едва виднелись, и  эта туманная дымка придавала им еще большей загадочности. Сразу за воротами — памятник Тадеушу Костюшко (дяденька на коне). Вавельский замок напоминает Кремль, огороженный высокими стенами, неприступный и величественный.

На территории Вавеля посетил Кафедральный собор святых Станислава и Вацлава, купил сувениры в магазинчике, прошелся мимо королевских палат, слегка почувствовал себя причастным к жизни королей Польши, которые устроили тут свою резиденцию с второй половины XI века.

Со стороны реки Вислы за бетонной стеной находится памятник Дракону, сзади него пещера. По легенде этот дракон съедал местных девушек. Принц Крак (сын короля Крака) одолел дракона, подсунув ему шкуру овцы, набитую серой.

Как оказалось, дракон изрыгает огонь, его даже можно заказать по смс (лично не видел, верю интернету).

Удивительная чистота не может не удивлять. Все было в снегу, прошел дождь, но на джинсах ни одной капли грязи!

Время подходит к обеду, ноги почти не держат, нужно идти заселяться в гостиницу. Номер неплохой, за такие деньги даже отличный, и я погрузился в небольшой отдых, в надежде вечером отметить Рождество.

Проснулся, уже было темно, в городе пусто, площадь пуста. Веселый праздник. Нашел только пару заведений на улице Grodzka, где можно поесть, это арабские шаурмешки.

Побродив по центру ,я все-таки нашел работающую пивную Ambasada Śledzia (Посольство Сельди), где милые барменки нетрадиционной ориентации «угощали» меня пивом за 4 злотых стакан. С Рождеством, Краков!

На следующее утро, 25 декабря, город было не узнать! Толпы людей, в основном — польские семьи, бойкая торговля на «Главном рынке».

Я зашел в Мариацкий костел, посмотреть какой он внутри, и попал на службу в честь Рождества. Так я стал участником католической рождественской службы. Понять, что говорит священник было трудно, но общая атмосфера меня удивила. Все посетители, от мала до велика знали текст. Тут же в углу исповедовались. Вставали в определенные моменты, по звоночку становились на колени. В один момент все стали обниматься и целоваться, потом служитель собирал подаяния с посетителей костела..в общем, чувствовал я себя не в своей тарелке, но был заворожен.

На «рынке» выпил горячего вина (grzaniec), оно особенно хорошо тут — густое, ароматное, поел шашлыка, поглазел на лавки с сувенирами. Вообще, отсюда не хочется никуда уходить, все люди мило общаются, улыбаются друг другу, милая, уютная атмосфера праздника.

Но я решил исследовать еще один район Кракова — Казимеж — Kazimierz — dawne Miasto Jydowskie, думаю, тут и переводить не стоит.

Улица Гродзка, полюбившаяся мне, ведет точно к этому району. Я решил немного увеличить маршрут, завернув мимо Вавельского замка, пойдя по набережной Вислы. В Казимеже Гродзка переходит в улицу Краковска. Можно пройти по набережной.

В Казимеже можно встретить мрачные улицы, «заросшие» дома. Я заглянул в один из дворов — очень напомнило одесские дворики, такие же уютные, закрытые.

Именно на улицах Казимежа снимали фильм «Список Шиндлера». Раньше этот район был отдельным городом, осталась ратуша, несколько синагог.

Я завернул на улицу Скалечна, на углу которой стоит Костел святой Катаржины и направился к Костелу на Скалке (скалка — небольшой камень, в данном случае — Костел на холме).  Огромный комплекс, со множеством монументов, усыпальницей выдающихся польских личностей (Крипта заслуженных на Скалке или Пантеон заслуженных). Внутри костела полумрак, светятся только рождественские елки и вертеп. Мрачно, но торжественно. На улице также стало темно,  и мне захотелось поскорее выбраться из еврейского района.

Вернулся на веселую рождественскую площадь. Поужинал в ресторанчике Staropolska karczma. Потом на ярмарке выпил пива, сваренного в маленькой семейной пивоварне Koreb города Уаск (Łask). Приветливый парень по имени Пшемек, торгующий этим пивом, много чего рассказал о Польше, поляках, их обычаях и традициях.

Пора в путь, на вокзал, меня ждет поезд Краков-Прага.  Wesołych świąt, Kraków!