Новый год. Оливье. Холодец. Сельдь под шубой. Желудок работает, мозг отключен, а душа требует праздника. Театр — место, где душа такой праздник находит. Туда и отправился.
Арбат полон праздными толпами, замерзшими руками калякают художники, и вот уже принцесса Турандот сверкает в огнях вечерней Москвы, заманивая в духовный мир театра Вахтангова.
Немного спектаклей ставят в новогодние праздники, но стоящий, я все-таки нашел. Постановка Римаса Туминаса по пьесе французского драматурга Жеральда Сиблейраса. Актерский состав также привлек: Владимир Вдовиченков, Максим Суханов, Владимир Симонов.
Очень хотелось увидеть актера, сыгравшего в фильмах Бумер и Бригада на сцене такого театра у такого режиссера.
Места: партер, 13-й ряд. Билет 1800 руб.
Задержали буквально на 10 минут, собрался полный зал.
На сцену вышли трое умалишенных — жителей богадельни, я сразу начал следить за Вдовиченковым (чтобы не переигрывал- шучу), роль у него была самого выраженного сумасшедшего с подобающей мимикой и движениями. У Суханова роль тоже характерная, но в нем у меня сомнений не было (вспомнить только фильм «Глухие»). Симонов играл более тихого.
Из декораций обратил внимание на огромную каменную собаку и голубую полоску на заднике сцены. Они, как ружье, еще выстрелят.
Герои спектакля каждый день собираются на террасе приюта и общаются на вечные темы. Рене (В. Симонов) — артистично прихрамывающий аристократ, не расстающийся с книжкой. Его слова изысканны и полны острой иронии. Густав (В. Вдовиченков — взъерошенный, тревожный, но целеустремленный человек с безумными глазами и движениями сумасшедшего. Фернан (М. Суханов) — ветеран Первой мировой войны со скрипучим голосом и застрявшим в лысой голове осколком, не дающем ему покоя — у него каждые пять минут случаются обмороки, которые друзья даже перестают замечать.
Жители богадельни не мирятся с судьбой, они полны борьбы и надежд — не смотря ни на болезнь, ни на условия, ни на старость.
Реплики героев прерывались ледяным и тяжелым сопрано на французском. По началу зрители хлопали, а потом просто замерли и следили за актерами.
После антракта собрался опять весь зал.
Живущая в доме для престарелых троица собирается в путешествие к тополям, которые видят с террассы каждый день. Густав даже собирается взять с собой собаку. Они тщательно готовятся, собирая веревку, пледы, планируют сколотить плот…
Финальная сцена: голубая полоска, появившаяся в начале спектакля на заднике и постепенно расширявшаяся в процессе постановки, вдруг полностью заливает светом всю сцену: свет ли это в конце туннеля или свет у ворот рая, остается гадать. Но ветер сдувает с пюпитров ноты, троица замирает, оставляя лишь безжизненные тени, и только собака, каменная собака, поднимает вверх морду и горько воет.